Насколько любят россияне телевизионную рекламу

Отношение к телерекламе у жителей РоссииОпрос проводился в марте 2006 года, в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России.

Интервью по месту жительства - 1500 респондентов.
Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Телевизионную рекламу – по крайней мере, в ее нынешнем объеме и формате, – россияне не жалуют. Примерно у двух третей российских телезрителей (вопросы по теме задавались только тем респондентам, у которых есть телевизор, – таковых оказалось 99%) "рекламные паузы" вызывают реакцию отторжения: 51% опрошенных утверждают, что, когда по телевизору начинают показывать рекламные ролики, они переключаются на другой канал, 4%, по их словам, – вовсе выключают телевизор, 7% – отключают звук. Четверть участников опроса (25%) во время рекламы переключаются на другие дела. Только 11% опрошенных заявили, что они смотрят и слушают телевизионные рекламные ролики. В целом представители всех возрастных групп демонстрируют сходный уровень интереса к телерекламе.

Вместе с тем нельзя сказать, чтобы россиянам совсем не нравилась любая демонстрируемая по телевизору реклама. 50% опрошенных сообщили, что среди рекламных роликов, которые идут сегодня на телевидении, некоторые им нравятся (правда, 47% говорят, что таких роликов мало, и только 3% – что их много). Доля респондентов, которым не нравятся никакие из показываемых роликов, составляет немногим меньше половины – 44% (среди молодежи – 30%).

Подавляющее большинство опрошенных (91%) говорят, что сегодня телереклама занимает слишком много эфирного времени, и только 6% склонны считать, что под нее выделено столько времени, сколько нужно (чаще этот вариант ответа выбирали представители молодого поколения – 11%). Неудивительно, что девять из десяти опрошенных (88%) отнеслись к недавно принятому закону, ограничивающему время показа рекламы на телевидении, положительно, и только 2% – отрицательно (8% опрошенных восприняли это нововведение с безразличием).

Негативное восприятие телерекламы россиянами связано, по всей видимости, не только с ее количеством и качеством, но и с тем, какие именно товары рекламируются. Только 11% опрошенных согласились с мнением, что рекламировать можно все разрешенные товары и услуги, тогда как три четверти – 74% – придерживаются мнения, что некоторые из разрешенных и рекламируемых сейчас товаров и услуг рекламировать не следовало бы. В числе таковых респонденты, как правило, называли алкогольные напитки (38% ответов), средства личной гигиены (28%), табачные изделия (20%) и лекарства (16%).

О том, насколько широко распространено категорическое неприятие рекламы на телевидении, можно судить по доле респондентов, выражающих готовность платить за ее отсутствие: треть опрошенных (32%) заявили, что, если бы была такая возможность, они предпочли бы платить "небольшие деньги", чтобы смотреть центральные каналы без рекламы; половина респондентов (52%) в ситуации такого гипотетического выбора предпочли бы смириться с рекламными вставками (характерно, что различий по социально-демографическим группам в данном случае не наблюдается, за исключением одного: женщины несколько чаще мужчин выражали готовность смотреть рекламу, а мужчины – платить за ее отсутствие).

Отметим также: по мнению половины опрошенных (55%), сегодня телевидение не может существовать без рекламы; треть (32%) с этим не согласны и считают, что оно могло бы без рекламы обойтись.